Раздел 1. Евразийское движение: организационные вопросы
1.1. Что такое Евразийский Союз Молодежи (ЕСМ) и Международное Евразийское движение (МЕД)?
ЕСМ – общественное движение, официально зарегистрированное в РФ. ЕСМ создан 26 февраля 2005 года и с тех пор успешно действует на территории Российской Федерации, прежде всего, среди молодого поколения. Члены ЕСМ являются составной частью более широкого МЕД (Международного Евразийского Движения), основанного 20 ноября 2003 года. До 2003 года существовали более ранние общественные организации евразийцев.
1.2. Кто является руководителем ЕСМ?
В качестве молодежной организации ЕСМ управляется коллективно членами Федеральной Сетевой Ставки (ФСС), утверждаемой на съездах и иногда кооптируемой в промежутках между ними. Начальником ФСС (в составе 8 человек) с мая 2021 года является Евгений Балакин, комиссаром ФСС – Василий Маткивский. Кроме того, при ЕСМ действует Совет Наставников, состоящий из авторитетных и самых надежных, проверенных жизнью и временем, евразийцев и людей, близких к нам взглядов, старше 35 лет. Наставники ЕСМ не участвуют в текущей деятельности организации, но их слово всегда важно для нас. Председатель Совета Наставников – основатель ЕСМ Валерий Михайлович Коровин.
1.3. Какова связь между ЕСМ и Александром Дугиным?
Философ Александр Гельевич Дугин – лидер Международного Евразийского Движения. Идеи ЕСМ зиждутся на ключевых мыслях А.Г. Дугина. При этом ЕСМ и МЕД приветствуют развитие самостоятельного философского мышления и продуктивные дискуссии по большинству вопросов.
1.4. Какие сайты, информационные ресурсы есть у ЕСМ и МЕД?
Геополитика.Ру – основной евразийский аналитический портал; Образовательный портал «Пайдеума.ТВ» (видеолекции и семинары); Группа ЕСМ ВКонтакте; Сайт ЕСМ (архивный); Четвертая политическая теория (книги); Книжный магазин «Евразия»; Дружественные ресурсы: Информационно-аналитический портал «Евразия» (ежедневные новости, аналитика); Катехон; Центр консервативных исследований (архивный сайт); Арктогея (новая). Архивный сайт; Сайт «Международного Евразийского Движения» (архивный); Плюриверсум;
1.5. Есть ли отделение либо представители ЕСМ / МЕД в моем городе / регионе / стране?
Если есть желание участвовать в деятельности ЕСМ / МЕД, узнать о единомышленниках в Вашем регионе или просто попробовать себя в евразийских чатах, можно оставить заявку в Гугл-форме, с Вами свяжутся и проконсультируют по всем вопросам (не только по вопросам членства) независимо от страны и региона Вашего проживания. 1.6. Какова символика ЕСМ? Основным символом ЕСМ и МЕД является крестострел – «роза ветров» из восьми стрел, направленных во все стороны света. Она символизирует геополитическое расширение и идейную экспансию. На знамени ЕСМ изображен золотой крестострел на черном фоне, но применяются и другие цветовые сочетания. Гимном ЕСМ с 2005 года является знаменный церковный распев «Всемирную славу» (догматик первого гласа). Неофициальным маршем ЕСМ является песня Олега Фомина-Шахова «Марш евразийцев-традиционалистов».
Раздел 2. Общие идеологические вопросы
2.1. Что такое современное евразийство?
Современное евразийство – социально-политическое учение, направленное на построение многополярного миропорядка, в котором Россия, основываясь на своих собственных традициях и своем особом пути, станет могущественной и процветающей державой, контролирующей пространство Евразии, одним из полюсов силы на планете. С точки зрения евразийства, Россия – не европейская страна, не одна из азиатских стран, не то и другое вместе, но особый мир, Внутренняя Евразия (см. п. 3.4). Евразийство не является «азийством» или «азиопством», как думают невежественные критики.
2.2. Евразийцы – правые или левые? Дихотомия «правых» и «левых», имевшая определенный смысл в XVIII–XIX веках, утратила всякое значение в XX – начале XXI века. Евразийское Движение некогда выросло из правой, консервативной русской мысли, но в современных условиях отвергает дискурсы тех, кто именует себя «правыми» или «левыми». Практика показывает, что чаще всего современные «правые» и «левые» являются лишь вариациями либералов. Мы отвергаем четырехчастные «политические координаты» и предлагаем свои, где мы располагаем себя на Полюсе круговой диаграммы, выше «правых» и «левых» уклонов, на позиции радикального несогласия с господствующей системой Современного Мира. Круговая политическая диаграмма Круговая политическая диаграмма Место «правых» и «левых» политических теорий Модерна как вариантов деградации по сравнению с миром Традиции Место «правых» и «левых» политических теорий Модерна как вариантов деградации по сравнению с миром Традиции
2.3. Являются ли современные евразийцы продолжателями классических евразийцев 1920-30-х годов? ЕСМ считает себя продолжателем дела основателей евразийства применительно к современным условиям и с учетом опыта других созвучных направлений русской и зарубежной мысли. Ряд исходных утверждений Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Л.П. Карсавина и других ранних евразийцев до сих пор разделяется нашим Движением. Лучшие представители русской консервативной мысли (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, В.И. Ламанский) уже к концу XIX века стали формулировать взгляды, которые можно смело называть протоевразийскими. Бурное развитие русской геополитической школы начала ХХ века, обогащенное печальным опытом революции и гражданской войны, породило строгие формулировки классического евразийства 20-х годов. При этом мы ценим лучшее и в других идейных течениях тех лет, по некоторым вопросам близких к евразийству (национал-большевики Н.В. Устрялова, младороссы А.Л. Казем-Бека). ЕСМ с уважением относится к научному наследию «средних евразийцев»: Г.В. Вернадского, Л.Н. Гумилева, В.Н. Ильина, П.П. Сувчинского.
2.4. Помимо классического евразийства, какие еще идейные источники являются основными для ЕСМ и МЕД? 1) Платон, Аристотель, античный и средневековый неоплатонизм; 2) Русская классическая философия (славянофилы, Соловьев, Флоренский, Эрн, Лосев и др.); 3) Традиционалистская школа Рене Генона, Юлиуса Эволы, Фритьофа Шуона, Мирчи Элиаде, Гвидо де Джорджио и др.; 4) Немецкие философы от эпохи романтизма (Новалис, Шеллинг, Шлегель и др.) до эпохи «консервативной революции» (Шпенглер, Шпанн, Юнгер, Хайдеггер, Шмитт, Фрайер и др.), а также их аналоги в других странах Европы; 5) Опыт некоторых радикальных социально-освободительных и национально-освободительных движений как в Европе, так и в странах Третьего мира. Евразийцы чужды механическому эклектизму. Наше мировоззрение – стройный органический синтез всех перечисленных направлений, изначально родственных между собой и объединенных платонической парадигмой. Мы критически, осмысленно, уважительно подходим к наследию классиков и адаптируем его к потребностям России-Евразии и современной геополитической и метафизической ситуации в мире.
2.5. Что такое три политические теории Модерна? С нашей точки зрения, эпоха Модерна (сначала в Европе, затем во всем мире ознаменовалась разрушением традиционного общества и насаждением трех пагубных прогрессистских идеологий, основанных на пафосе человекобожия. Первая политическая идеология – либерализм, ставящий во главу угла индивида, порывающего с Традицией. Страшны потери, причиненные всему миру буржуазными революциями, либеральным империализмом, индустриальным капитализмом, репрессивным характером всех так называемых «демократических» государств, в которых царит всевластие финансовой олигархии, плутократии. Либерализм – наш основной противник, ныне переродившийся в неолиберализм – монстра эпохи Постмодерна, прибегающего к некоторым новым методам с теми же целями. Вся логика либерализма ведет к построению всемирного деспотического однополярного государства, которое традиционные религии мира ассоциируют с фигурами Антихриста и с Концом света. Вторая политическая идеология – коммунизм, левые движения, разделяющие либерально-буржуазный пафос борьбы с традиционным обществом, религией, монархиями, сословиями, но доводящие его до культа масс. Субъект второй политической теории – не индивид, а класс, масса трудящихся. Излишне напоминать о жертвах левых движений и коммунистических атеистических режимов. Третья политическая идеология – национализм, включая различные формы расизма, фашизма, нацизма («национал-социализма»). Действуя в той же логике Модерна, они объявляют субъектом политики нацию или расу – искусственные конструкты буржуазного мышления (иногда «нация» конструируется, впрочем, на классовой или, как в исламском фундаментализме, на псевдорелигиозной основе, однако суть от этого не меняется). Общеизвестны злодеяния националистических и фашистских режимов по отношению как к собственным народам, так и народам других стран. Наиболее сильные представители трех политических теорий в своих построениях подчас выходили за их пределы и тем самым готовили путь для Четвертой политической теории.
2.6. Что такое Четвертая политическая теория? Отвергая три политические теории Модерна, мы обращаем свой взор к Традиции, учитываем опыт многовековой консервативной и традиционалистской мысли с ее острой критикой Современного мира и на этом основании строим адекватную для XXI века Четвертую политическую теорию. ЧПТ провозглашает выход за пределы рамок и клише идеологий Модерна, активное и творческое противостояние постлиберальному статус-кво мира победившего глобализма, техницизма и расчеловечивания. Как отмечает Александр Дугин, ЧПТ – «это не догма, не законченная система, не готовый проект. Это приглашение к политическому творчеству, изложение интуиций и догадок, анализ новых условий и попытка переосмысления прошлого». В качестве краткого введения в ЧПТ рекомендуется небольшая статья А.Г. Дугина. Для лучшего понимания концепта ЧПТ и связанных с ним вопросов о Радикальном Субъекте следует ознакомиться с фундаментальной работой А.Г. Дугина «Четвертый путь. Введение в Четвертую политическую теорию». Схема взаимоотношений четырех политических теорий Схема взаимоотношений четырех политических теорий Раздел
3. Частные идеологические вопросы
3.1. Евразийство – это программа для русских или для других народов? Евразийство, с нашей точки зрения, является закономерным венцом развития русской политической и философской мысли и российской государственной, имперской традиции, на современном этапе адаптированное для всех народов. Евразийство было основано крупнейшими русскими православными мыслителями, к которым затем примкнули лучшие представители разных этносов исторической России. Сегодня ЕСМ сохраняет прежний курс на защиту интересов Российского государства в целом, на поддержку как русских, так и всех других этносов исторической России в их законных правах и интересах.
3.2. Как вы понимаете нацию, народ, этнос? Евразийцы, творчески развивая передовые достижения современных антропологических и этносоциологических исследований, подчеркивают принципиальное различие этих трех понятий. Этносы (в некорректной советской терминологии – «национальности») слагаются естественным путем и основаны на передаче традиционной культуры, ритуалов, образа жизни из поколения в поколение внутри достаточно замкнутого коллектива, связанного в основном биологическим родством. В частности, существует русский этнос с его уникальной культурой, языком и интересами, которые сейчас требуют серьезных мер защиты как внутри РФ, так и за ее пределами. В разговорном языке этносы часто называют «народами», но мы ради строгости понятий разделяем их. Народы формируются столетиями как продукт совместного проживания и общения разных этносов и их частей в одном государстве (империи, державе и т.д.), как результат длительного развития данных этносов, в ходе многочисленных побед и лишений осознавших общность своей исторической судьбы. Народ, как правило, имеет историческую цель, выходящую за пределы инерциального биологического существования, т.е. определенную универсальную миссию. Народ – общность, перешагнувшая уровень традиционных мифов и представлений, родственных связей и естественных коллективов и приступившая к созданию государственного проекта – в истории, политике, экономике, идеологии, культуре, религии. Несомненно, что в рамках Киевской Руси, Московского царства, Российской империи и Советского Союза сложилась определенная историческая общность сотен этносов, в глазах иностранных держав выглядевшая как просто «русские» или «россияне». Мы называем ее народом России-Евразии (в устаревшей терминологии Николая Трубецкого – «евразийской нацией»). Нации – искусственный политический конструкт буржуазно-либеральных, коммунистических и фашистских режимов XVIII– XX веков, то есть плод эпохи Модерна. Он предусматривает принудительное насаждение единой «национальной» идентичности внутри жестко определенных границ государства, исключающих любые формы автономии и сохранения этнической самобытности. Нациестроительство предполагает упразднение сословных и культурных границ и превращение всех членов «нации» в атомарных индивидов, реализующих свою волю через одинаковые для всех наций (т.е. космополитичные) процедуры. Построение «наций» везде и всегда осуществлялось и осуществляется путем жесточайшего насилия, репрессий, геноцида и этноцида, стирания традиционных этнических особенностей, принудительной ассимиляции. Евразийцы решительно выступают против национализма в таком понимании этого слова, в частности, против современных «национал-демократов» в Российской Федерации и против националистов в лимитрофных постсоветских республиках. Евразийцы не приемлют понятия «национального государства» и «русской нации». Мы понимаем Россию как империю, а русских – как народ (не нацию!). Схематическое изображение структуры русского народа Схематическое изображение структуры русского народа С нашей точки зрения, хороши только те «русские националисты» (например, Василий Шульгин), кто называет себя так по терминологическому недоразумению и фактически выступает за сильную имперскую Россию, в центре которой, разумеется, находится русский народ с его уникальными особенностями и образом жизни («православие, самодержавие, народность»).
3.3. Какие статьи разъясняют ваше понимание вопроса о нациях и национализме? В первую очередь, обязательна для прочтения статья наставника ЕСМ Валерия Коровина «Методические определения в области гармонизации "межнациональных" (межэтнических) отношений» с наглядными схемами; К прочтению настоятельно рекомендуются также следующие работы: Александр Дугин «Этносоциология» Константин Леонтьев: 1) «Национальная политика как орудие всемирной революции» ; 2) «Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения»; Николай Трубецкой: 1) «Об истинном и ложном национализме»; 2) «Общеевразийский национализм»; Валерий Коровин: Заметка 1; Заметка 2;
3.4. Как следует понимать слово «Евразия»? За последние полтора века сложилась традиция различать Евразию в узком и широком смысле. Евразия в узком смысле слова (Внутренняя Евразия, Северная Евразия) – это географический регион, занимающий территорию бывших Российской империи / Советского Союза и отчасти выходящий за их пределы. Через посредство ряда пограничных зон (лимитрофов) Россия-Евразия граничит с другими регионами (собственно Европой, Ближним и Средним Востоком, Индостаном, Восточной Азией). В этом смысле мы решительно утверждаем, что Россия не является частью ни Европы, ни Азии, ни их простым смешением, но особым географическим, природным, этническим, историко-культурным, экономическим пространством, которое может развиваться лишь при условии интеграции в единое целое и слома разрезающих наше пространство барьеров. Именно такое понимание Евразии преобладало в классическом евразийстве и унаследовано нами. Евразией в широком смысле слова называется весь одноименный материк. Современные евразийцы выступают за нахождение способов партнерства и сосуществования внутри всей Большой Евразии, то есть между центрами силы многополярного мира: Россией-Евразией, Европой, Турцией, арабским миром, Ираном, Индией, Китаем и др.
3.5. Что такое Русский Мир? Это понятие придумано не нами, мы используем его в связи с общепринятым употреблением. Русский Мир – это цивилизационное пространство, в каком-то смысле более широкое, чем Россия-Евразия, поскольку охватывает русские анклавы в эмиграции по всему миру. В каком-то отношении оно более узкое, ибо включает только те регионы, где прочно утвердились общероссийские ценности и культура. Понятие Русского Мира предполагает безусловную защиту русской идентичности и права на свободное официальное использование русского языка в образовании, науке, администрации на всех уровнях в пределах границ исторической России.
3.6. Что Международное евразийское движение предлагает для других регионов и континентов мира? Сегодня идеи Александра Дугина и евразийства в целом популярны по всей планете, его труды представлены в десятках изданий на языках всех континентов. Разумеется, терминологически не очень правильно называть союзников МЕД в Европе, Африке, Австралии, Северной и Южной Америке «евразийцами», корректнее говорить об интеграл-евразийстве как идеологии многополярного мира – мира, состоящего из 10-15 полюсов силы и свободного от односторонней гегемонии современного неолиберального Запада во главе с США. Мира, в котором никто не будет навязывать другому региону свой образ жизни под флагом «прав человека» в комплекте с гей-парадами, ювенальной юстицией, наркоманией, проституцией и проч., или указывать стране на другом конце земного шара, кто должен ей править.
3.7. Что такое атлантизм? Атлантизмом называется геополитическое мышление, на котором уже несколько веков строится международная стратегия Великобритании, США и их сателлитов. Атлантизм предполагает расчленение крупных континентальных империй на мелкие марионеточные государства, создание американских и британских военных баз и экономических форпостов в ключевых стратегических точках. Атлантистов преимущественно интересуют моря, побережья, порты, а также реки, железные и автомобильные дороги. Они стремятся отрезать сухопутные державы вроде России от полноценного выхода к морям и торговым путям. Никакое нормальное развитие России невозможно без разрыва атлантистской удавки на шее нашей страны и без расширения контролируемой Россией территории до необходимых пределов.
3.8. Это значит, что евразийцы ненавидят англичан, американцев, японцев, исландцев, полинезийцев и другие морские народы? Конечно, нет. Во всем мире, включая Англию и Америку, у нас есть партнеры и единомышленники, желающие своим странам развития в рамках многополярного мира и отказа от либеральной парадигмы. Никто не предопределен от рождения быть атлантистом. Более того, среди выдающихся мыслителей прошлого, на наследие которых опираются евразийцы-традиционалисты, есть немало видных представителей и англоязычного мира. Однако все они находились в оппозиции к господствующему на современном Западе социальному и идейному строю. ЕСМ подчеркивает, что американское и британское государства, Евросоюз и прочие их сателлиты с их политикой, спецслужбами, армиями, СМИ являются главными врагами России и русского народа.
3.9. Говорить о противостоянии Суши и Моря, евразийства и атлантизма – не упрощение ли это? России часто приходилось вести жестокую борьбу не с морскими державами, а с монголами, турками, поляками, французами, немцами, сегодня – с исламским фундаментализмом и так далее. Может быть, главный враг – вовсе не атлантисты? Они же были союзниками России против Наполеона I, Вильгельма II и Адольфа Гитлера… С нашей точки зрения, все силы, которые декларировали противостояние как атлантистскому Западу, так и России – от Наполеона до Гитлера, от фашизма до исламизма – фактически в одностороннем порядке играли на руку атлантизму, подрывая естественное призвание Евразии к интеграции и оболванивая массы людей искусственными идеологиями (такими, как белый расизм, пантюркизм, панфинноугризм и т.д.), не основанными на твердой почве геополитических реалий. В частности, Александр Дугин рассматривает данный вопрос здесь.
Раздел 4. Частные социально-политические вопросы
4.1. Обязательно ли евразиец должен быть православным? Евразийство как мировоззрение было выработано православными мыслителями, а сегодня большинство евразийцев является верными чадами Русской Православной Церкви. У ЕСМ есть даже свой особый духовник. Однако ЕСМ не является религиозным движением, в наших рядах имеются и старообрядцы, и мусульмане, и католики, и буддисты, то есть представители традиционных религий. Что касается всевозможных сект и «новых религиозных движений», то они, как правило, враждебны евразийству, а зачастую являются попросту агентами зарубежных государств.
4.2. Как евразийцы относятся к неоязычникам? Евразийцы приветствуют объективные исследования языческого прошлого в рамках традиционалистской парадигмы религиоведения, но мировоззренчески отвергают любые формы современного неоязычества, хотя запрета на сотрудничество с теми язычниками, кто считает себя патриотами России, нет.
4.3. Оппозиционны ли ЕСМ и МЕД к российским властям? Будучи не политическими партиями, а общественными движениями, ЕСМ и МЕД не ставят задачу приобретения власти. Евразийцы действуют независимо от мнения Кремля, строго критически относятся к шагам действующей власти, если они направлены в сторону атлантизма и либерализма, и активно поддерживают те шаги, которые направлены в сторону процветания русского народа и других народов России, укрепления мощи Российского государства, расширения его территории и сферы влияния. Мы убеждены, что самая принципиальная оппозиция правительству не может быть антипатриотической или действовать в интересах враждебных государств и сил. Поэтому ЕСМ сыграл огромную роль в противодействии попыткам либерального майдана в России в 2005–2007 и 2011–2012 годах.
4.4. Как евразийцы относятся к Владимиру Путину? «Без гнева и пристрастия», отмечая и положительные, и отрицательные шаги. На данную тему можно почитать книги Александра Дугина «Путин против Путина» (2012) и «Новая формула Путина» (2014).
4.5. Какова позиция ЕСМ по социально-экономическим вопросам? Евразийцы убеждены в том, что экономический уклад является производным от исторических, культурных аспектов развития народов и обществ; следовательно, в экономической сфере закономерны многообразие, многоукладность, творческий поиск, свободное развитие. Иногда говорят, что евразийцы исповедуют «правую политику и левую экономику», хотя такая формулировка представляется нам упрощенной и неточной. Евразийцы отвергают хищнический капитализм, господство буржуазии и частной собственности, в то же время не являясь коммунистами. Евразийцы выступают за многообразие форм собственности на средства производства (личной, условно-частной, кооперативной, общинной, корпоративной, государственной и др.). Ключевые отрасли экономики (от тяжелой промышленности и ВПК до финансовой сферы), должны эффективно контролироваться государством, выступающим как аккумулятор налогов и сборов, распределяющий их на все слои российского общества. В сфере мелкой торговли имеет смысл поощрять частную инициативу, устраняя регулирование там, где оно не нужно, и внедряя его там, где оно действительно необходимо.
4.6. Какова позиция ЕСМ относительно правовой сферы? Евразийцы выступают против юридизма и законничества, за многообразие правовых систем для разных стран и народов. Мы отвергаем либерально-просветительское учение о «правах человека» и предпочитаем говорить о правах народов. Мы привержены максиме Ганса Фрайера: «Свободный человек может быть свободен лишь в своем народе, а свободный народ – лишь в своем пространстве». Не бывает прав без обязанностей. В соответствии с введенным классиком раннего евразийства Н.Н. Алексеевым термином «правообязанность», наличие прав у жителей России-Евразии жестко увязано с выполнением ими обязанностей перед государством, народом, обществом. Ни у кого нет права действовать в ущерб остальным.
4.7. С какими партиями, общественными движениями и отдельными деятелями ЕСМ может сотрудничать как с союзниками? ЕСМ допускает сотрудничество как с партиями и движениями, так и с отдельными политиками и активистами при совпадении целей по конкретным вопросам. Стремление к укреплению России и русского народа, противостояние русофобии, либерализму, нигилизму являются главными критериями. Мы можем сотрудничать с теми, кто позиционирует себя как «правых» националистов и патриотов, на деле ратуя за величие России, даже если они некорректно, на наш взгляд, используют националистическую терминологию. Мы можем сотрудничать и с теми, кто считает себя «левыми» и советскими патриотами. Условия сотрудничества с теми и другими – серьезное и ответственное государственное мышление, отсутствие сговора с иностранными силами и желания снова разжигать «красно-белую» гражданскую войну. Особенно тесное взаимодействие сложилось у Евразийского движения с Изборским клубом.
4.8. Что вас не устраивает в современных коммунистах и иных российских левых? Игнорирование всего положительного, что было достигнуто Российским государством и русским народом до 1917 года, выпячивание классовой вражды в ущерб общенародным, этнокультурным и религиозным интересам. Сохранение языка, культуры, связь людей с Богом – это то, чем ни в коем случае нельзя жертвовать ради экономических экспериментов, равно как недопустимы массовые расправы над частью собственного народа. Вместе с тем, мы во многом солидарны с марксистским социально-экономическим анализом капитализма и используем достижения мир-системного подхода при оценке экономических явлений.
4.9. Что вас не устраивает в современных монархистах, националистах и иных российских правых? Их нигилизм в отношении положительных достижений советского периода (являющийся зеркальным отражением нигилизма левых в отношении дореволюционной России), их оторванные от реалий современной России и ее геополитической борьбы идеологические фантазии, их желание разжечь очередную братоубийственную войну внутри собственного народа. Особенно недопустимы близкие к нацистским и расистским лозунги части современных «правых», подрывающие органически сложившееся за 1200 лет русской истории единство этносов исторической России. С другой стороны, для евразийцев абсолютно неприемлемы утверждения некоторой части «русских националистов», требующих для России чуждых ей западных либеральных форм организации политической жизни, как то: «демократия», партийная конкуренция, выборы, буржуазная публичная политика, «национальный» капитализм, «гражданское общество» и т.д.
4.10. Как евразийцы относятся к демократии? Евразийцы выступают против «демократии» – как в её античном или американско-протестантском понимании (союз вооружённых мужчин, обладающих гражданством и частной собственностью), так и в эгалитарно-французском либеральном понимании (количественная масса индивидов, лишённых коллективной идентичности). Все эти формы общественного устройства чужды русской цивилизации, поскольку опираются на инородный субъект (гражданин, индивид). Вместе с тем, евразийцы горячо поддерживают исконную русскую форму самоуправления – народовластие (демотия), понятое как соучастие народа в собственной судьбе. Она является естественной для России, поскольку опирается на её собственный, подчёркнуто коллективный субъект - общину, народ, мир. На практике это выражалось в институтах общинного и земского самоуправления, земских соборов и Советов. Русское общество идеократично – подчинено единой задаче, органически вытекающей из самобытности нашей цивилизации и пронизывающей все слои общества. Поэтому русское народовластие (в отличие от многочисленных разновидностей западной демократии или племенной «демократии» некоторых народов Азии и Африки) опирается на сильную автократичную власть (как правило, на самодержавную монархию), вступая с ней в симбиоз. В результате возникает самобытное общественное устройство, сочетающее в себе волю (самоуправление на местах, горизонталь) и порядок (жёсткое единство в политических вопросах, иерархия). В отличие от западного понимания демократии как выражения мнения населения в конкретный момент времени, евразийцы включают в народ не только ныне живущие, но и все ушедшие поколения. Следовательно, никакое голосование ныне живущих представителей русского народа не может изменить те константы религии, культуры, государственного устройства, которые существовали в России-Евразии веками, а подчас и тысячелетиями. Мы солидарны с учением Рене Генона о народе как необходимом хранителе Традиции, передающем ее из поколения в поколение и противостоящем антитрадиционным «средним классам».
4.11. Как ЕСМ относится к национал-большевизму? Если говорить о национал-большевизме Н.В. Устрялова в 1920-30-е годы, то он отчасти сходился с евразийцами, отчасти спорил с ними. Если говорить о национал-большевизме Э.В. Лимонова, то он был сформирован в 1990-е годы под определяющим воздействием евразийских идей Александра Дугина. Несмотря на последующее расхождение путей евразийцев и нацболов после 1998 года, мы признаем большие заслуги Лимонова перед Россией и русским народом.
4.12. С кем из движений, определяющих себя как «русские патриотические», ЕСМ ни при каких обстоятельствах не может сотрудничать? С запрещенными в РФ организациями, со сторонниками идеологий расового или этнического превосходства, неонацистами, а также со сторонниками концепции КОБ, теории Фоменко – Носовского, «славяно-арийских Вед» и тому подобными. Если вы верите в то, что «нужно сменить библейскую толпо-элитарную систему», что «Романовы фальсифицировали всю историю» или что «семь тысяч лет назад было сотворение мира между русами и китайцами в Звездном храме», то вам точно не к нам.
4.13. Как ЕСМ относится к другим современным организациям, называющим себя «евразийскими»? Именующие себя альтернативными «евразийцами» многочисленные сектантские организации, а также некоторые американские фонды со словом «Евразия» в названии являются не только враждебными к ЕСМ структурами, но и злейшими противниками самого Государства Российского.
4.14. Каково отношение ЕСМ к украинскому и белорусскому вопросу? Евразийцы считают «украинцев» (малорусов, карпатских русинов, полещуков, гуцулов, бойков, лемков и др.) и белорусов частями (субэтносами) русского народа, в строгом соответствии с тем, как это считалось до 1917 года. Это не означает каких-либо запретов на употребление любых письменных и устных форм малорусских, русинских и белорусских диалектов, но лишь утверждает статус русского литературного языка как общего для них всех. Общерусская идентичность должна гармонировать с локальной идентичностью и привязанностью к родному краю, как это описано в статье Николая Трубецкого «К украинской проблеме». Мы выступаем категорически против любых учений, направленных на противопоставление Украины и Белоруссии – Великороссии, Москве, Петербургу, включая сюда и доктрины тех, кто выступает от лица северных великорусов и разжигает чувство отчужденности от малорусов, белорусов и вообще славян. Мы не видим возможности и целесообразности и в возврате к советским форматам УССР и БССР и настаиваем на единстве всех ветвей русского народа. Сегодня евразийцы поддерживают все силы на Украине и в Белоруссии, выступающие за евразийскую интеграцию и Русский Мир. ЕСМ стоял у истоков организации «Донецкая республика», со времен майдана 2004 года и еще до майдана 2013 года боровшейся за освобождение Донбасса от власти Киева. Члены ЕСМ участвовали в борьбе с режимом Ющенко в 2005-2010 годах, в Русской Весне 2014 года, в боях на Донбассе с 2014 года по сей день, в становлении Донецкой и Луганской Народных Республик.
4.15. Каково место представителей нерусских этносов в Евразийском Движении сегодня? Мы приветствуем в наших рядах представителей всех этносов, желающих полного расцвета родного языка и культуры в рамках общей Империи, безусловной верности государству Российскому и братских отношений с великорусами и остальными этносами нашей страны, входящими в исторически сложившийся народ. Мы выступаем категорически против антирусского национализма среди любых этносов Российской Федерации и постсоветского пространства, считая его явлением прозападным и атлантистским. Будущее этносов РФ и постсоветских республик мы видим прежде всего в рамках культурно-языковых автономий (территориальных и нетерриториальных), но ни в коем случае не в формате построения собственных политических «наций».
4.16. Как ЕСМ относится к межэтническим бракам и смешанным семьям? Евразийцы чужды всякого расизма и не считают происхождение человека чем-то фатальным. Мы не оцениваем людей по гаплогруппам и пропорциям черепа. Определенный процент смешанных браков всегда был (причем в России даже больше, чем, например, в Европе), есть и будет. Вместе с тем мы приветствуем сохранение каждым этносом собственной аутентичной традиции и идентичности, не поврежденных влияниями национализма и космополитизма эпохи Модерна.
4.17. Какова позиция ЕСМ по еврейскому вопросу? Те евреи, которые являются патриотами России-Евразии, идут в наших рядах. Среди ранних евразийцев 1920-30-х годов такими были Яков Бромберг, сформулировавший концепцию «еврейского восточничества», и Роман Якобсон, открывший евразийский языковой союз. Теоретики евразийства от Льва Карсавина до Александра Дугина не раз писали об еврейском вопросе. Юдофобии нет места в евразийстве. Мы поддерживаем евреев и иудеев-антисионистов, отрицающих государство Израиль исходя из соображений их собственной традиции. Нашими противниками являются либералы и атлантисты независимо от их этноса, религии и расы.
4.18. Какова позиция ЕСМ по женскому вопросу? Евразийцы поддерживают и развивают русские традиции, в которых мужчины и женщины бок о бок совершают великие дела на благо Родины. Мы отстаиваем идеалы семейного целомудрия и враждебны как левому и либеральному феминистскому дискурсу, так и женоненавистническому дискурсу «инцелов», «мужского государства» и т. д. Мы приветствуем дискуссии относительно «православного/правого феминизма».
4.19. Кто из современных государств является приоритетными союзниками России, с точки зрения евразийцев? Россия должна полагаться, прежде всего, на собственные ресурсы (в своих исторических границах). Из других стран ключевыми союзниками являются Китай и Иран. Мы приветствуем тесные отношения России и с любыми иными странами, на деле борющимися против атлантизма, глобализма и гегемонии США и Евросоюза. Мы приветствуем любые реальные (не фиктивные) шаги по политической, военной, экономической интеграции постсоветских (и не только) стран вокруг России, в том числе в форматах ЕАЭС, ОДКБ, ШОС, в форматах двусторонних военных союзов и т. д
4.20. Каково отношение евразийцев к трудовой миграции в России? Мы убеждены, что каждая страна должна обеспечивать достойные рабочие места своему населению. Утечка рабочих рук на Запад в ряде постсоветских стран – позорное явление. Что касается России-Евразии, то при Российской империи и Советском Союзе было создано единое экономическое пространство с успешным разделением труда. Жители каждой советской республики работали на предприятиях у себя дома, будучи частью единой производственной цепочки. Разрыв этих цепочек после 1991 года породил трудовую миграцию в РФ из Средней Азии, Северного Кавказа и Закавказья, Украины, Молдавии. Чтобы исправить дисбаланс рабочей силы, нужно восстановить в той или иной юридической форме (см. п. 5.9) единство евразийского пространства и развивать собственные центры промышленности, сельского хозяйства и высоких технологий с соответствующими рабочими местами в каждой из постсоветских стран. ЕСМ выступает против любых разделительных барьеров на евразийском пространстве, включая визовый режим. Однако сказанное предполагает политическое единство: экономическая кооперация и регулирование потоков передвижений населения возможны только с теми странами, которые являются военно-политическими союзниками России и противостоят интеграционным блокам наших противников.
4.21. Каково отношение евразийцев к исламу? Ислам – религия значительной части населения России-Евразии и религия многих стран – союзников и партнеров России. Мы приветствуем исповедание традиционного ислама, сохраняющего традиции их этносов, выступаем категорически против внешних влияний, саудовских, турецких, катарских и т. п. проповедников, навязывающих чуждые народам Поволжья, Кавказа, Средней Азии формы исламского фундаментализма, вплоть до экстремистских (салафиты, ихваны, ваххабиты, Хизб-ут-Тахрир и другие запрещенные организации). Евразийцы готовы сотрудничать и с шиитами во главе с Ираном, и с суфиями в суннитских странах и регионах, и с наследниками арабского социализма – то есть со всеми силами, выступающими против США и иных атлантистских сил.
4.22. Какова позиция Евразийского движения в международных конфликтах? ЕСМ в своей позиции относительно тех или иных международных конфликтов исходит из геополитического анализа ситуации. Геополитика – всё; личные симпатии, религиозная или этническая близость, другие факторы – ничто. Евразийцы однозначно поддерживают все движения, где речь идет о борьбе русского народа и Российского государства за свое выживание и процветание, например, в Новороссии и Сирии. ЕСМ положительно относится ко всем действиям всех полюсов силы, что бросают вызов однополярному мироустройству, США и НАТО. Евразийцы поддерживают Сербию в борьбе за Косово и Метохию. В конфликте на Ближнем Востоке ЕСМ поддерживает Иран, Сирию, Палестину в борьбе с США и поощряемыми с их стороны исламизмом, сионизмом и сепаратизмом. По поводу многих других конфликтов в современном мире ЕСМ предпочитает не выступать официально в защиту одной из сторон, если только этого не требуют интересы России. По поводу таких конфликтов среди евразийцев существуют и допустимы различные мнения.
Раздел 5. Исторические вопросы: о прошлом и будущем
5.1. Какую роль играют споры по историческим вопросам? Полного единодушия по различным темам из прошлого нет и быть не может. Императивом, обязательным для всех евразийцев независимо от их личных симпатий и склонностей, является положительная оценка всех тех решений, событий, личностей, которые способствовали успешному развитию России-Евразии (под любыми флагами), и отрицательная – всех тех, кто ослаблял и предавал страну и ее народы в руки враждебных держав, кто разрушал и подрывал внутренний потенциал нашей Родины. В остальном разногласия по историческим вопросам не должны служить препятствием к совместной патриотической работе. Кому-то больше нравится Николай II, кому-то Сталин: для нас важно то, что объединяет их обоих.
5.2. Что же, собственно, объединяет Николая II и Сталина, ведь их политические системы и личности абсолютно разные? Прежде всего, вектор на решение вечных геополитических задач России, приведший к решающим столкновениям с Германией, Японией, Турцией. Взятие Львова и наведение порядка в Галиции (достаточно в этой связи вспомнить поведение Шептицкого). Укрепление и возрождение Русской Православной Церкви, неразрывно связанной с Государством Российским. Организация бурного экономического роста и промышленный прорыв («первая индустриализация» при Николае II и «вторая индустриализация» при Сталине). Бурный демографический рост населения России. Пропаганда патриотических ценностей. Запрет абортов и поощрение семейных ценностей. Как видно из этого частного примера, меняются формы правления – забота о благосостоянии народа и величии империи остается вечным императивом России-Евразии. Мы убеждены, что любой наш правитель должен проявлять себя как подлинный Хозяин Земли Русской и Евразийской.
5.3. Как ЕСМ относится к различным историческим периодам России? Все эпохи нашей истории – важные, хотя подчас и трагические, моменты в ее становлении и развитии. Мы исходим из постулата о единстве России во времени и пространстве.
5.4. Что такое единство России-Евразии во времени? Единство во времени означает, что ни одну из эпох нашей истории нельзя полностью и безоговорочно отрицать и вычеркивать, равно как и прославлять в ущерб остальным. Мы категорически против нигилизма тех, кто считает, что «настоящая история России закончилась с принятием христианства / монгольским нашествием / Смутой / церковным расколом / петровскими реформами / революцией 1917 года / развалом СССР» (нужное подчеркнуть). Все перечисленные события не прервали жизни и развития русского народа и Российского Государства, а лишь существенно меняли их формы. Если вы, например, всерьез считаете, что «христианство принесло на Русь зло», что «Романовы – враги русского народа», что «Советский Союз – не Россия» или «путинская РФ – не Россия», то вам вряд ли с нами по пути. Однако приглашаем к дискуссии для прояснения позиций: разногласия в оценке исторических событий будут всегда, важно лишь не подменять сложность исторического процесса черно-белыми схемами.
5.5. Что такое единство России-Евразии в пространстве? Это означает требование политического и экономического единства пространства Внутренней Евразии как безусловного приоритета в развитии нашей страны в прошлом и будущем, отрицание противоестественных «национальных» границ внутри него. Это означает вовсе не произвольное смешение этносов, а напротив – их взаимовыгодную кооперацию, единые производственные цепочки, общее служение Империи при сохранении собственного языка и идентичности каждого этноса. Мы верим, что скоро сбудутся слова Леонида Корнилова: «Расколотая Русская равнина / Срастается у мира на виду, / Проснуться евразийским исполином / Начертано России на роду».
5.6. Как евразийцы относятся к идее восстановления монархии? Евразийцы в соответствии с указаниями всех наших классиков считают монархию сакральной и наилучшей формой государственного устройства, выстраивающей общество вокруг вечных принципов. Монархия вполне может сочетаться с современными социально-экономическими задачами государства (см. труд наставника ЕСМ Владимира Карпца «Социал-монархизм»). Однако российское общество пока что не готово к восстановлению монархии, не созрело для этого; нет и общепризнанного кандидата. Сегодня поспешная реставрация может стать лишь карикатурой. Поэтому, сохраняя приверженность принципу вертикального, иерархического построения власти, евразийцы откладывают данный вопрос на будущее, исходя из того, что при недостижимости лучшей формы правления может быть применена вторая и третья по наилучшести после нее и т. д. Главная задача сегодня для России – геополитическое расширение сферы влияния, внутреннее очищение страны и народа от либерализма и иных идеологий Модерна, восстановление традиционных ценностей всех этносов нашей империи.
5.7. Как евразийцы оценивают советский период? Евразийцы решительно осуждают развал армии и страны в 1917 году, левацкие эксперименты ранних большевиков, уничтожение значительной части российской элиты. Вместе с тем, мы отмечаем идейное и геополитическое банкротство белых режимов, вредоносность атлантистской интервенции и окраинных сепаратистских образований, быстрое перерождение режима большевиков в государственно-ориентированный режим, основанный на традиционном, консервативном понимании социальной иерархии, государственной, культурной и геополитической преемственности СССР от дореволюционной России. Это перерождение началось с 1918 года и в основных чертах завершилось в конце 1930-х – 40-х годах. Мы следуем заветам императора Николая II и великого князя Александра Михайловича, призывавших в политике никому не мстить, а руководствоваться исключительно государственными соображениями. В смысле поддержки экономического и геополитического развития Советского Союза мы являемся патриотами собственной страны, в то же время указывая и на серьезные ошибки и просчеты, и на прямые преступления, которые подчас совершались в советское время. При Ленине и Сталине были убиты десятки лучших вождей русского консерватизма, расстреляны такие почитаемые нами классики, как Н.С. Гумилев, П.А. Флоренский, Н.В. Устрялов, Н.А. Клюев, евразийцы Арапов, Святополк-Мирский, Эфрон; умер в лагере евразиец Л.П. Карсавин; провели многие годы в тюрьмах А.Ф. Лосев, В.В. Шульгин, евразийцы П.Н. Савицкий и Л.Н. Гумилев. Но всё это не мешало ни им самим, ни нам быть патриотами России-Евразии – в том числе и в форме Советского Союза. Величие нашей страны важнее личных обид и трагедий. Мы убеждены, что в конце 1980-х годов существовал путь мирного преобразования Советского Союза в мощную Российскую Державу с евразийской идеологией, но он был сорван системными и несистемными либералами-западниками во главе с Горбачевым и Ельциным. Мы глубоко чтим героев, защищавших Верховный Совет 3-4 октября 1993 года.
5.8. Каково отношение ЕСМ к Великой Отечественной войне? Евразийцы чтут память солдат Красной армии, партизан, тружеников тыла, добившихся небывалой Победы нашей Родины над опаснейшим геополитическим противником – объединенной Европой, намеревавшейся расчленить Россию на куски и поработить либо уничтожить наш народ. Те лимитрофные режимы, которые сегодня уничтожают памятники героям ВОВ и героизируют антисоветских сепаратистов, состоявших на службе западных держав, являются безусловными врагами нашей страны. Мы порицаем деятельность русских коллаборационистских формирований, делая исключение лишь для тех эмигрантов, кто был вовлечен в них по неведению и позже изменил свои взгляды. Одобрение коллаборационистской деятельности Краснова, Шкуро, Власова, Воскобойника, Каминского, Хольмстон-Смысловского, Таборицкого несовместимо с участием в Евразийском движении. Вместе с тем мы чужды пропагандистской зашоренности и призываем свободно обсуждать больные и спорные вопросы, связанные с Великой Отечественной войной, в том числе проблему ошибок советского руководства, просчетов и потерь, проблему коллаборационизма, неоднозначность итогов послевоенного передела мира и т. д. Всё сказанное не относится к позиции тех или иных западноевропейских деятелей в годы Второй Мировой войны.
5.9. Хотят ли евразийцы буквального восстановления Российской Империи или Советского Союза? Евразийцы воспринимают развал Российской Империи в 1917–1922 гг. и Советского Союза в 1991 г. как однозначное зло и трагедию, не признают юридической законности этих событий. Однако не может быть речи о буквальном восстановлении прошлых форм существования нашей государственности. Как отмечал уже Георгий Вернадский, Евразия многократно распадается и вновь объединяется в ходе циклов. Новое объединение Внутренней Евразии неизбежно в формах, адекватных XXI веку: где-то речь идет о прочном союзе и альянсе, где-то о прямой инкорпорации, где-то об ассоциированном статусе. Не обязательно новые конфигурации границ в точности совпадут со старыми, хотя мы безусловно приветствуем расширение территории и рост населения нашей страны